Косынка, или Клондайк, также известный как Кэнфилд, - это карточная игра для одного игрока, самая известная и популярная разновидность пасьянса или семейства пасьянсов, которая "не поддается объяснению", поскольку имеет один из самых низких показателей успеха среди всех подобных игр. Отчасти из-за этого она породила множество вариантов, включая Батсфорд, Истхейвен, Кинг Альберт, Палец с мешочком, Сомерсет или Уск и Уайтхед, а также американские варианты игр, Агнес и Вестклифф. Отличительной особенностью всех вариантов является треугольная схема расположения стола, построение в восходящей последовательности и расстановка в нисходящем порядке.
Согласно Тунгу (2015), игра стала популярной в конце XIX века и вполне могла получить название "Клондайк" в честь канадского региона, где в 1896-1899 годах произошла Клондайкская золотая лихорадка. Самые ранние правила игры, известной сегодня как "Косынка", появились в издании "Hoyle's Games" 1907 года под названием "Семикарточный Клондайк". Хойлс называет ее более простой версией "Клондайка", также описанного в той же книге, но оказавшегося азартной версией игры, известной сегодня в США под названием "Кэнфилд", а в других странах мира — "Демон".
В издании 1913 года так называемых Официальных правил карточных игр, семикарточный Клондайк стал Клондайком, с тем изменением, что колода прогоняется по одной карте за раз вместо трех, а оригинальный Клондайк теперь называется Кэнфилдом.
Включение Клондайка в Microsoft Windows в 1990-х годах внесло значительный вклад в его нынешнюю популярность. Он считается самой популярной версией пасьянса, что "не поддается объяснению", поскольку шансы на успех в его раскладывании (т.е. выигрыш) одни из самых низких среди всех пасьянсов и пасьянсов.
Вероятность выигрыша в игре Косынка при наилучшей игре неизвестна, хотя в "Правилах игры" Хойла говорится о шансах на победу как 1 к 30 играм. Неспособность теоретиков точно рассчитать эти шансы была названа математиком Перси Диаконисом "одним из неудобств прикладной вероятности". Лучшая информация о возможности выигрыша в Клондайк относится к модифицированной версии игры под названием "Задумчивый пасьянс" или "Задумчивый Клондайк", в которой известно расположение всех 52 карт.
Вероятность выигрыша в "Задумчивом Клондайке" (с тремя правилами розыгрыша) была рассчитана как приблизительно 82%, точнее, как доверительный интервал 81,956% ± 0,096% "Задумчивый Клондайк" — это не совсем то же самое, что просто играть со всеми картами лицевой стороной вверх, поскольку это позволило бы невозможное перемещение стопки, если бы верхняя перевернутая карта оказалась в последовательности с перевернутой картой под ней. Используя физические карты, в "Задумчивый Клондайк" можно играть, подглядывая в карты, лежащие лицом вниз, или сдавая перевернутые карты лицом вверх, но боком, чтобы отличить их от стопок на столе. С помощью электронных программ в "Задумчивый Клондайк" можно играть, неограниченно используя отмены, чтобы вернуться к началу игры, если выбор оказался неблагоприятным.
Цель
Цель игры — собрать четыре стопки карт, начиная с туза и заканчивая королем, все одной масти, на одном из четырех оснований, при котором игрок бы выиграл.
Как играть?
- В Косынку играют стандартной колодой из 52 карт, без джокеров.
- После перетасовки слева направо выкладывается стол из семи веерообразных стопок карт. Слева направо каждая стопка содержит на одну карту больше, чем предыдущая. В первой, самой левой стопке лежит одна перевернутая карта, во второй - две карты, в третьей - три карты, в четвертой - четыре карты, в пятой - пять карт, в шестой - шесть карт, в седьмой - семь карт. Самая верхняя карта из каждой стопки переворачивается лицевой стороной вверх.
- Оставшиеся карты образуют колоду и кладутся лицевой стороной вниз в верхней левой части расклада.
- Четыре основы (светлые прямоугольники в правом верхнем углу рисунка) выстраиваются по мастям от туза (в этой игре — низкая) до короля, а стопки могут выстраиваться по мастям. Каждая карта лицом вверх в неполной или полной стопке может быть перемещена как единица в другую стопку на основании старшей карты. Любая пустая стопка может быть заполнена королем или стопкой карт с королем.
Стратегия
Существуют различные способы сдачи оставшейся колоды из запаса в отходы, в том числе следующие:
- Сдача сразу трех карт в отходы, без ограничения количества проходов через колоду.
- Сдача сразу трех карт в отходы с тремя проходами через колоду.
- Сдавать по одной карте в отходы с тремя проходами через колоду.
- Сдавать по одной карте в отходы с одним проходом через колоду и играть, если это возможно.
- Сдавать по одной карте в отходы без ограничения количества проходов через колоду.
- Если игрок больше не может делать осмысленные ходы, игра считается проигранной. В этот момент победа невозможна.
Опции
За перемещение карт непосредственно из стопки отходов в фонд начисляется 10 очков. Однако, если карта сначала перемещается в Стол, а затем в Фонд, начисляется еще 5 очков, что в сумме составляет 15 очков. Таким образом, чтобы набрать наибольшее количество очков, не следует перемещать карты непосредственно из стопки отходов в фонд.
Время также играет роль, если выбрана опция "Игра с таймером". В этом случае каждые 10 секунд снимается 2 очка. Бонусные очки начисляются по формуле 700 000 ÷ (секунд до конца), если игра длится не менее 30 секунд. Если игра длится менее 30 секунд, бонусные очки не начисляются.